«Традиционные психофизические практики йога-терапии в комплексном лечении, профилактике и реабилитации стоматологических больных»
Часть I
Здравствуйте, меня зовут Юлия Шарапа, мое первое образование — стоматолог (специализация — общего профиля), с 2001 года веду терапевтический прием. Второе образование – специалист по физической реабилитации, с 1994 года я практикую йогу по системе Шивананда йоги, в 1998 г открыла первые группы и персональные тренировки.
Валерий Георгиевич Бургонский и его книга «Современные аспекты профилактики лечения и реабилитации в стоматологии» вдохновили меня написать о причинах возникновения болезней, истоках стоматологического здоровья и методах профилактики возникновения заболеваний.
Прежде чем говорить о практиках и методах лечения, необходимо взглянуть на причины болезней.
Что такое здоровье?
Формулировка ВОЗ: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Применительно к каждому из Вас эта формулировка приобретает свой уникальный новый смысл.
Причины болезней
Человечество с самого начала своего существования пытается выяснить причины болезней. Среди негативных факторов – и неблагоприятный климат, и погода, и генетика, и возраст, и неправильный образ жизни вообще, и питание в частности. После открытия микроскопа этот список пополнили патогенные микроорганизмы – вирусы и бактерии. Бум фармацевтической индустрии добавил осложнения и побочные эффекты медикаментозного лечения.
Все люди подвергаются негативным факторам, но не все болеют, и не все выздоравливают. Клинический опыт свидетельствует о взаимосвязи отношения человека к своей болезни. И если человек пытается справиться с недугом, не желая при этом понять причины болезней, последствия оказываются отрицательными.
Чем шире понимание причин заболеваний человека, тем больше возможностей для лечения. Какие причины болезней будут отнесены к наиболее важным – индивидуальный выбор.
Существует множество взглядов на сохранение здоровья. Один из них говорит о том, что причины болезней кроются в дисбалансе активной и пассивной фаз жизнедеятельности человека, которую регулирует вегетативная нервная система. Симпатический отдел вегетативной нервной системы отвечает за мобилизацию сил организма, парасимпатический – за обеспечение восстановительных функций.
Итак, человек заболевает:
- В случае постоянной патологической активации лишь одного из отделов (доминирующего, дисгармоничного преобладания какой-либо фазы)
- В случае беспорядочной, хаотичной смены активной и пассивной фаз. Нервная система переживает дисбаланс, возникает тревожность, страх, вегето-сосудистая дистония.
Вегетативная нервная система получает импульсы от головного мозга и подкорковых структур. Ни для кого не секрет, что душевное состояние человека, его эмоции и мысли влияют на работоспособность органов и систем через вегетативную систему. Зачастую это происходит бессознательно, т.е. без участия коры головного мозга. И как бы мы ни пытались выглядеть благополучно, наше тело предельно правдиво отражает наше душевное состояние и несовершенство. Здесь мы подходим к психологическим причинам болезней.
Психологическое здоровье
Принимая во внимание все вышесказанное, болезнь по своей сути свидетельствует о нарушении связей с окружающим миром. Когда всеобщие причины взаимодействия не осознаются, а значит, игнорируются, возникает болезнь. Она становится необходимой для восстановления нарушенного равновесия. Это легко проследить на примере патофизиологии.
Воспалительные процессы, которые лежат в патогенезе практически всех недугов – это нарушение баланса между защитными силами организма и воздействием повреждающих факторов, сбой в обмене веществ. Организм локализует очаг повреждённых тканей, фокусируется на уничтожении болезнетворного фактора вместе с частью собственных тканей с целью сохранения общей целостности. Организм жертвует частью себя ради сохранения целого.
Болезнь одновременно становится причиной и следствием изменений в жизни человека: с одной стороны, она следствие стечения обстоятельств и нарушения связи с окружающим миром, а с другой – причина новых изменений. Данный подход указывает на причины болезней и подсказывает путь восстановления нарушенных связей.
Организм как микрокосм показывает нам выход из сложившейся ситуации. При этом наше тело никогда не лжёт, в отличие от нас самих, когда мы пытаемся скрыть от самих себя истинное положение вещей и оправдать собственный эгоизм. Научившись читать язык тела, мы сможем помочь себе и другим в поисках здоровья.
Зачем это стоматологам?
Вы спросите меня: «Зачем эта информация о причинах болезней вообще и регулировании общего здоровья? Ведь стоматологи занимаются только полостью рта».
Задам встречный вопрос: «А может ли состояние полости рта быть отграничено от целого организма?».
В лечебном процессе принимают участие минимум две стороны: доктор с ассистентом и пациент. Классически, всем хочется, чтобы лечебный процесс был не эффектен, а эффективен. Что есть признаком эффективного, успешного доктора? Что есть признаком успешного пациента?
Приведу цитату Ричарда Баха:
«Если тебе когда-нибудь захочется найти такого человека, который сможет одолеть любую, даже самую тяжелую беду и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто, ты просто посмотри в зеркало и скажи: «Привет!».
Самое главное – это желание человека жить, и регулирует – творит свою жизнь – он сам.
Вернемся к стоматологии. По мнению Demmel и Lampreg, Sergl (1968), Fuchs (1983), стоматологическая патология может также оговариваться или усиливаться психикой. Raetzke описывает морфологические изменения тканей ротовой полости при стрессе.
В книге “Причины болезней и истоки здоровья ” Н. Виторская даёт объяснение патологиям ротовой полости: «Устойчивость к кариесу предопределяется структурой эмали, зависящей как от условий формирования зубов, так и от состояния местного иммунитета полости рта. Минеральный обмен в организме зависит от отношения человека к окружающей материи, обусловленного его мировоззрением.
Если человеческие мысли разрушающе действуют на окружающее пространство, подтачивают устои построения жизни, вносят хаос в окружающее пространство, нарушают гармонию окружающего мира, то вероятность нарушений в построении собственного тела (опорно–двигательного аппарата) резко возрастает.
Нарушается фосфорно–кальциевый обмен, ответственный за нормальную мышечную деятельность и структуру костей. Такие психические явления, как недовольство окружающим миром, критицизм, негативизм и крайние степени их проявления – скептицизм и нигилизм (полное отрицание всего), подрывают основы творческого начала в человеке, творческого подхода к деятельности, на клеточном уровне выражаются в нарушении построения скелета.
Кроме того, к разрушению структуры зуба ведут нехватка определённости и твёрдости, отсутствие системного мировоззрения, управляющего практикой жизни каждый день, навешивание на себя трудностей и жалость к себе вместо того, чтобы их преодолевать.
Ранний прогрессирующий кариес у детей связан с поведением родителей и искажениями в их мировоззрении». Продолжение следует…